Популярны ли шахматы среди детей в Севастополе?

В интервью Севастопольской газете начальник Управления по делам молодежи и спорта Сергей Резниченко утверждает, что «шахматы в городе не пользуются избыточным интересом, а существующие детские группы, как правило, не укомплектованы».

Доводим до сведения Сергея Резниченко, что после открытия школы «Экотех+» учащиеся школы, которые умели играть в шахматы или хотели научится играть, с нетерпением ждали когда же в школе начнет работать кружок по шахматам, так как в Гагаринском районе в самом большом детско-юношеском клубе города «Молодость» уже больше года нет тренера по шахматам!  В апреле 2021 года в школьном этапе турнира по шахматам «Белая Ладья» в школе «Экотех+» проходил отборочный турнир, в котором приняло участие 40 учащихся. Сейчас в начале нового учебного года пришло 65 учащихся школы «Экотех+» на отбор в бесплатную группу по шахматам, в которую попадут всего лишь 15 человек из 65! Еще 15 человек смогут записаться в платную группу по шахматам в школе.

Возможно шахматы будут пользоваться избыточным интересом среди учащихся школ, что в дальнейшем позволит заполнить существующие детские группы по шахматам в детских клубах и, как результат, увеличится количество спортсменов в этом виде спорта? Тогда необходимо начальнику Управления по делам молодежи и спорта совместно с Департамент образования и науки города Севастополя разработать схему подготовки кадров для школ и постепенно внедрять шахматы в рамках внеурочной деятельности во все школы города. Кроме того, необходимо спроектировать рабочую программу внеурочной деятельности «Шахматы» в целях создания условий для успешной деятельности по реализации на базе общеобразовательных организаций программ внеурочной деятельности «Шахматы».

По данным Департамента образования и науки города Севастополя всего лишь в 9 школах шахматы введены как внеурочная деятельность или кружковая работа. Внеурочная деятельность в ГБОУ «Образовательный центр имени В.Д. Ревякина, ГБОУ СОШ № 22, ГБОУ СОШ № 32, ГБОУ СОШ № 33, ГБОУ СОШ № 39, ГБОУ СОШ № 54. Кружковая работа — ГБОУ СОШ № 60, ГБОУ «Инженерная школа», ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+». Существует потребность в обеспечении шахматным инвентарем и шахматной учебной литературой 62 общеобразовательных организаций!

На вопрос почему в остальные школы не вводят шахматы как внеурочную деятельность консультант дополнительного образования ответила, что нет финансирования. Они не могут подготовить учителей для введения шахмат в другие школы как внеурочную деятельность или кружковую работу. Существует потребность в проведении курсов, актуально проведение обучения педагогических работников во всех общеобразовательных организациях города Севастополя.

20 июля 2020 года в Международный день шахмат президент федерации ФИДЕ Кирсан Илюмжинов посетил Севастополь. Его цель была внедрение и развитие в нашем городе программы «Шахматы в школы», а также увеличение числа тренеров в регионе. Общался Кирсан Илюмжинов и с Сергеем Резниченко. Хотелось бы задать вопрос Сергею Резниченко и узнать насколько же удалось увеличить число тренеров за этот год и какие шаги были предприняты в этом направлении? Не кажется ли начальнику Управления молодежи и спорта, что интерес к шахматам не столь высок из-за незаинтересованности чиновников развивать данный вид спорта?

В этом году мы обращались в администрацию Гагаринского района с просьбой провести турнир в их помещении и получили ответ, что все свободные помещения отданы под кабинеты чиновникам, так как чиновников с каждым годом становится все больше и больше, а работать в брезентовой палатке на стадионном поле они почему-то отказываются.

3 комментария

  1. 21 августа 2019 года Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева в интервью программе «Время» на Первом канале рассказала о влиянии игры в шахматы на развитие детей. Она отметила, что занятия шахматами в том числе активизируют и аналитическое мышление.
    Сегодня занятия по шахматам проводятся в более чем в 18 тысячах российских школ
    – Игра в шахматы способствует развитию математических способностей ребёнка, его более яркому раскрытию, – сказала Министр.
    Глава Минпросвещения России подчеркнула, что ведомство заинтересовано в развитии программ шахматного образования. Министерство ежегодно осуществляет в регионах мониторинг проведения занятий по шахматам в школах и наиболее востребованным программам обучения игре в шахматы.
    Министр акцентировала внимание на том, что в перспективе шахматное образование должно быть доступно во всех школах начиная со второго класса в формате внеурочной деятельности. В ближайшее время в регионы будут направлены программы внеурочной деятельности по обучению игре в шахматы.
    Президент федерации ФИДЕ Кирсан Илюмжинов посетил Севастополь меньше, чем через год, 20 июля 2020 года в Международный день шахмат. «Его цель была внедрение и развитие в нашем городе программы «Шахматы в школы», а также увеличение числа тренеров в регионе».

    Статья «Популярны ли шахматы среди детей в Севастополе?» правильная и своевременная. Но автор не совсем верно, с моей точки зрения, определяет одного «виновника» плачевной ситуации с детскими шахматами в Севастополе, а именно — руководителя УМС города Севастополя С.А. Резниченко.
    В сентябре 2019 года Е. Н. Богомолова возглавила Департамент образования и науки города Севастополя, в котором работала с 2015 года.
    Именно в Департамент образования и науки приказы, распоряжения и программы (в том числе и указанные выше) поступают из федерального центра.
    На поставленные в статье вопросы, касающиеся наших детей, должны отвечать ВСЕ лица, которые по должности обязаны их решать.
    Прежде всего, это исполнительная власть в лице Е.Н. Богомоловой (отвечающей за школьное обучение наших детей) и С.А. Резниченко (отвечающего за спортивное развитие наших детей).

    О «плодотворной» работе Богомоловой говорит мизерное количество школ (9 из 500), в которых дети могут обучаться игре в шахматы , а Резниченко удобно считать, что «шахматы в городе не пользуются избыточным интересом», оправдывая своё бездействие в этом направлении.
    А заработную плату этим людям и службам, которые они возглавляют, как известно, платим мы из своего кармана (налогами).

    1. Author

      Маргарита, безусловно, «виновников плачевной ситуации с детскими шахматами в Севастополе» больше и Департамент образования и науки города Севастополя также нужно внести в этот список.

      Что касается нормативной базы развития шахматного образования в России, то можно руководствоваться положениями небольшого числа документов федерального уровня:
      — «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации» — Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2211 от 18.05.2004 года;
      — «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования» — Письмо Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации №06 – 1025 от 17 мая 2008 года;
      — Программа развития шахмат в Российской Федерации на 2011 – 2018 годы. – Одобрена решением Наблюдательного Совета Общероссийской шахматной федерации 2.11.2011 года.

      В августе 2006 года Президент РФ дал поручение Министерству образования РФ изучить опыт преподавания шахмат в школах разных государств с последующим применением его в нашей стране, и шахматный всеобуч пошел быстрее.
      Чиновникам нашего города ненужно выдумывать колесо, все уже разработано до них и успешно введено в школах других регионов. Так, например, уникален опыт Томской области.

      Всеобуч стал ключевой позицией проекта «Томская шахматная академия» (2006-2009). Старт всеобучу был дан 14.08.2006, когда губернатор В.М. Кресс поручил органам образования области рассмотреть вопрос введения в школах региона уроков шахмат.

      В Решении коллегии Департамента общего образования администрации Томской области от 9.11.2006 читаем: «С целью создания и развития системы шахматного образования в Томской области Коллегия решила: 1. Рекомендовать образовательным учреждениям Томской области ввести учебный курс «Шахматы» на основе базового федерального учебно-методического комплекта «Шахматы – школе» автора И.Г.Сухина. 2. Разрешить общеобразовательным учреждениям по мере их готовности начать введение учебного курса «Шахматы – школе» в 2006/2007 учебном году по следующей схеме: – курс «Шахматы – школе» для обучающихся 1 кл. (первый год обучения) за счет часов компонента образовательного учреждения; – обязательный курс «Шахматы – школе» для обучающихся 2 классов за счет часов регионального (национально-регионального) компонента; – факультативный курс «Шахматы – школе» для обучающихся 3-11 классов за счет часов вариативной части базисного учебного плана, за счет часов дополнительного образования…». Во исполнение решения коллегии был издан приказ Департамента общего образования Администрация Томской области № 1234 от 15.11.2006 «О введении в 2007/2008 учебном году обязательного курса «Шахматы – школе».

      Характерным отличием томского опыта от экспериментов, задуманных в ряде других регионов, стала четкая и продуманная работа всех ветвей власти по исполнению намеченных планов. Следующим рубежом стал приказ Департамента общего образования Администрация Томской области № 824 от 31.07.2007, обязывающий структурные подразделения департамента: а) провести семинары для педагогов; б) включить вопросы шахматного образования в программы дополнительного образования; в) обеспечить выполнение рекомендаций по корректировке учебных планов общеобразовательных учреждений области для введения в 2007-2008 учебном году курса «Шахматы – школе»; г) обеспечить переподготовку педагогических кадров; д) обеспечить участие педагогов в окружных семинарах по подготовке к введению курса «Шахматы – школе». Все это было реализовано, и уже первый год эксперимента подтвердил правильность выбранного курса, что было зафиксировано на проведенной в Томске Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» (ноябрь 2008).

      К ноябрю 2008 года в Томской области обязательные уроки шахмат проводились в 486 начальных классах (охвачено 8815 учеников) и в 161 группе, посещающей внеурочные шахматные занятия (спецкурсы, факультативы; охват 2272 ребенка). По результатам мониторинга, в котором приняло участие 364 учителя шахмат, установлено, что 275 из них составили учителя начальных классов, 74 – учителя- предметники, 15 – тренеры, педагоги дополнительного образования. К июню 2009 года в эксперимент включилось уже свыше 300 школ.

  2. Я согласен с Маргаритой — развитием шахмат в школах города Севастополя функционально должен Департамент образования.
    Что они должны сделать?
    1. Разработать методические указания по организации в школе предмета Шахматы как обязательного предмета, с приложением форм заявок от директоров школ и далее наполнить эти заявки финансовым содержанием.
    2. То же самое сделать для внедрения Шахмат как дополнительного образования.
    Почему? Потому что по Закону все такие решения должны принимать исключительно директора школ — делать это сверху нельзя — но директора не знают как это все делать — им нужны официальные документы по организации этих процессов — а разработать их имеет право и должен только Департамент образования.
    Организация обучения преподавателей — это второй важный вопрос — его скорее всего можно попытаться решать совместно Департаменту образования и Управлению спорта.
    Закупку всего необходимого для обучения скорее всего также лучше всего организовывать централизованно — это дешевле и позволяет не допустить ошибок.
    Федерация шахмат города Севастополя может выступать в этом процессе как консультант — среди членов федерации есть опытные тренеры которые могут дать свои предложения.
    Подчеркиваю — как консультант — а возглавить процесс должен Департамент образования — это их работа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *