Основная деятельность тренера состоит в управлении своеобразным психическим состоянием начинающего шахматиста. Тренер должен обладать следующими навыками:
1. Знаниями, умением, компетентностью в сфере шахмат;
2. Самоотдачей и работоспособностью;
3. Организаторскими навыками;
4. Психологическим «нюхом» в не стандартных спортивных мероприятиях.
Он должен быть интровертом — жертвовать своими интересами ради интересов своих учеников и самосовершенствоваться.
Главная задача тренера – это спортивный рост учащихся, развитие необходимых физических качеств для занятий шахматами, создание устойчивого интереса, обнаружение и развитие в ученике таланта. Игра в шахматы требует решительности, смелости, готовности пойти на риск-ответственности при принятии решений. Все это создает своеобразное сочетание в характере «осторожной смелости» и ведет к определенному рационализму. Шахматы требуют развития памяти, умение действовать в уме, механического и осмысленного запоминания. У шахматистов развита словесно-логическая и образная память, воображение, логическое мышление, интуиция и интеллект. Обладая педагогическим тактом, тренер постепенно увеличивает нагрузки, при условии, что соблюдается систематичность занятий и доступность материала.
Дебют
Дебют – это начало шахматной партии. Схема построения дебюта:
1.Развитие пешек, желательно захватывать центральные поля е4 или d4;
2.Развитие легкой фигуры конь;
3.Развитие слона;
4.Рокировка — безопасность короля;
5.Ладийные открытые линии.
Основные правила в дебюте:
1.Дважды не ходить одной и той же фигурой;
2. При рокировке сначала берутся за короля;
3. Взялся за фигуру — ходи;
4. Координируй действия своих фигур.
Миттельшпиль
Середина партии включает в себя стратегию и тактику шахматной игры. Стратегия – это выбор плана атаки на короля, постановка цели. Тактика – это выбор тактических приемов достижения поставленной цели, согласованные действия фигур, использование взаимодействия фигур и пешек. В миттельшпиле важно реализовывать материальный перевес, преимущество в развитии, роль пешечного и фигурного центра, сильные и слабые поля, открытые линии, фигурные атаки.
Тактические приемы в шахматах: завлечение, отвлечение, блокировка, освобожденные линии, освобожденные поля, перекрытие, захват пункта, «рентген», связка, двойной шах, выжидательный ход, мнимая жертва, ловля фигуры, прорыв, превращение пешки, размен, упрощение игры.
Задача тренера в шахматах научить детей оценивать позицию соперника и свою, правильно выбрать тактический прием, а реализовать задуманное же зависит лично от учащегося.
Эндшпиль
Эндшпиль — это последний этап, завершение партии. Основные приемы борьбы в эндшпиле:
1. Отрезание короля;
2. Отталкивание «плечом»;
3. Правило Оппозиции;
4. Правило Квадрата;
5. Правило Треугольника;
4.Матование короля ладьей, двумя слонами, ферзем, конем и слоном — высшее достижение.
Шахматные турниры и соревнования в школе
Отдельно хочется сказать о шахматных турнирах и соревнованиях в школе. Пути проведения в школе — многогранны:
1.Внутриклассные соревнования на звание «лучший»;
2.Межклассные соревнования 2-3-4-5-классов;
3.Первенство школы по подгруппам, девочки и мальчики отдельно;
4.Первенство района и организация дружеских встреч;
5.Первенство города по школам.
Дидактические игры на уроке
Дидактические игры на уроке помогают учителю донести нужную информацию путем игры, а также инсценировки дидактической сказки для маленьких-шахматистов. Учащиеся младших классов очень склоны активно участвовать в предлагаемых тренером играх таких как «Захват контрольного поля», «Перехитри часовых». Дети любят дидактические задания «Мат в один ход», «Пат или не пат», «Дай открытый шах», «Взятие», «Уничтожь фигуру», «Защита от шаха», «Волшебное превращение» и т.д. Игры помогают развитию физических качеств и черт характера шахматистов.
Татьяна Петрук,
кандидат в мастера спорта по шахматам, тренер.