Шахматы безусловно считаются одной из лучших игр, придуманной человечеством. Только шахматы можно отнести одновременно и к спорту, и к науке, и к искусству. Так участники турнира ощущают себя спортсменами; аналитик и кибернетик, отлаживающий шахматную программу для компьютера рассматривает шахматы в качестве научных исследований; мастер, жертвующий ферзя за пешку, комбинирует шахматные композиции, обогащает шахматное искусство, творчество. Занимаясь шахматами в школе, ученики непроизвольно вырабатывают в себе личные качества спортсмена – усидчивость, терпение, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность за свои действия. А самое главное – тренируют память, логический расчет, развивают абстрактное мышление, представление, умение просчитывать хода наперед.
Главное в шахматах, как и в жизни – это план. Начинаем с маленьких целей и заканчиваем большой. Это важно для формирования характера ученика, через шахматы формируются чувства, взаимоотношения к партнеру, дружба и товарищество, настрой на положительную эмоциональную сферу. Все эти качества необходимы почти во всех предметах, преподаваемых в школах. Шахматный язык – язык всего мира. Тренированная память необходима для литературы и языка, логическое мышление для развития математики, алгебры и геометрии и т.д.
Шахматы – это тренажер для развития ума. Главный принцип обучения – это систематичность и любовь к шахматам. И самые первые зернышки любви начинаются и ценятся в семье. Играть с ребенком просто необходимо, общение с родителями рождает взаимопонимание, откровенность и доверие. Немаловажную роль в формировании чувства любви к шахматам являются книги, решение шахматных задач и изучение теории. Особое значение имеет участие ученика в шахматных соревнованиях от внутриклассных до внутришкольных, внутрирайонных. Желание быть первым занимает, закаляет будущую личность, формирует силу воли. Главное, чтобы дети понимали – что для достижения результата нужно трудолюбие, желание учить и понимать шахматную теорию. Шахматы нужно любить с душой, иначе все пройдет. Шахматы должны приносить удовольствие в жизни ребенка, развивать сообразительность, воображение, интуицию, твердость характера, позитивное отношение к поражениям в шахматных соревнования и уважения к партнеру.
Татьяна Петрук,
кандидат в мастера спорта по шахматам, тренер.
«Главное в шахматах, как и в жизни – это план. Начинаем с маленьких целей и заканчиваем большой. Это важно для формирования характера ученика, через шахматы формируются чувства, взаимоотношения к партнеру, дружба и товарищество, настрой на положительную эмоциональную сферу»
К сожалению, то, о чём пишет автор статьи, не знают или не хотят знать многие тренеры и функционеры, отвечающие за развитие шахматного спорта в нашем городе. Тренер СШ №5 Ю. В. Шульга утверждает, что в любом виде спорта (шахматы — не исключение) важна психология, психологическая устойчивость спортсмена.
Как осуществляется формирование корректных взаимоотношений между партнерами, чувства дружбы и товарищества, учитывается важность положительного эмоционального настроя и других психологических моментов в системе детских шахмат Севастополя, наглядно продемонстрировал случай, произошедший 22 марта на закрытии турнира по быстрым шахматам в СШ №5 при награждении победителей.
Начали поздравления, как и положено, с объявления победителей, занявших 3 и 2 места среди девочек и мальчиков. Каждому вручали соответствующие грамоты и медали, сообщая, что они награждаются также бесплатной поездкой в Москву на Международные спортивные игры детей Городов-Героев по спортивным мероприятиям ( Москва 29.04.2021 — 05.05.2021).
Когда же пришло время награждать победителя турнира Ивана Хвороста, занявшего первое место, то ему, вручив медаль и грамоту, объявили, что он в Москву не едет «по возрасту» ( Ване 9 лет).
Со слов родителей Вани, ребёнок уже третий день не может прийти в себя от произошедшего. Родители попытались разобраться в этом инциденте и выяснили, что в Положении к этому московскому спортивному мероприятию есть ограничение по верхней границе возраста (2005 год и младше), а по нижней границе возраста участников ограничений нет.
Совершенно непонятно, почему на этот турнир от города-героя Севастополя не посылают сильнейших шахматистов!
То, что Иван Хворост на данный момент является сильнейшим шахматистом Севастополя среди детей, доказывает также его первое место в февральском турнире ГБУ города Севастополя «Спортивная школа №5» ко Дню Защитника Отечества ( группа ТСС) и его успешное выступление в двух онлайн-турнирах между командами Севастополя и Новороссийска. Выступая за команду Севастополя, наряду с ветеранами шахмат (Наталья Ручьёва, Рафаиль Низамутдинов, Евгений Вышедко, Иван Иванов, Сергей Шмат, Олег Кривицкий), Иван Хворост, 2011 года рождения, в турнире 5+2 • Blitz стал первым, а в турнире 3+2 • Blitz — вторым.
Интересно, проведёт ли расследование этого инцидента руководство спортивной школы №5, и будут ли наказаны виновные?
Вопросов и вариантов ответа много, как в шахматах.
Ситуация усугубляется тем, что в том случае, если состав команды на московское соревнование ограничен по количеству (положим, не больше 4-х человек), то, убирая кого-то из детей и включая Ивана (такой вариант можно предположить), взрослые «столкнут» детей между собой, что недопустимо с точки зрения морали и неприемлемо для семьи мальчика. И уж совсем не способствует формированию корректных взаимоотношений партнеров, дружбы и товарищества. Скорее, наоборот.
Если ребёнок стал мишенью в противостоянии руководства СШ №5 и вставшего на защиту маленьких шахматистов города (и своего внука, Ивана Хвороста, в том числе) дедушки, который постоянно ведёт непримиримую борьбу против ущемления прав детей, то этим вопросом уже должно заняться руководство Управления по делам молодёжи и спорта города Севастополя.
Зная дедушку Вани, с уверенностью могу предположить, что если этого не произойдёт, и УМС проигнорирует этот инцидент, дедушка может дойти и до руководства ФШР, и до депутата госдумы РФ Анатолия Евгеньевича Карпова, который в instagram: anatoly_karpov_official назвал глупостью действия чиновников, ущемляющих в правах шахматистов до 12 лет.
Я не являюсь ветераном!
И не хочу уничижать выступление Вани Хвороста, но он занял в турнирах 5″+2 (2 место), а в 3″+2 (3 место). Первого места не было… Это если объективно.
А вот среди представителей Севастополя, то как в тексте.
Здравствуйте, Иван Васильевич! С Вашими замечаниями, конечно, не поспоришь. Вы дважды правы:
во-первых, точнее было бы написать «наряду со взрослыми мастерами»;
во- вторых, в тексте, где говорится о Ваниных достижениях в турнире, не хватает уточнения «среди представителей Севастополя».
Благодарим Вас за профессионализм, внимание, заботу и дальновидность в обучении ребят шахматам. Личный пример Учителя (Вы – один среди немногих играющих тренеров в Севастополе), уважение к маленькому человеку – главное в воспитании и прямой путь к спортивным победам учеников. Удачи Вам!